Как сэкономить на репетиторах: физика
Мы продолжаем для Вас серию интервью «Как сэкономить на репетиторах».
Сегодня с нами репетитор по физике с 50-летним стажем, кандидат физико-математических наук, изобретатель, автор ряда учебных пособий и книг, разработчик и методист Всероссийской интернет-олимпиады на основе виртуальных лабораторий: Александр Федорович Кавтрев.
Здравствуйте! У Вас уникальный полувековой опыт репетиторства. Скажите пожалуйста, как на протяжении этих лет менялся Ваш подход к преподаванию?
Здравствуйте, Александр, спасибо за интересный вопрос. Поначалу мне казалось, что просто нужно научить ребят решать задачи по физике, чтобы подготовить их к вступительным экзаменам в ВУЗ. Этим я и занимался. Но со временем, я пришел к выводу, что намного важнее, причем самому мне это гораздо интереснее – увлечь школьников физикой и научить их мыслить соответствующим образом, то есть привить им физическое мышление.
И как, получается увлечь ребят физикой или развить у них физическое мышление?
Думаю, что я могу гордиться тем, что несколько человек благодаря мне стали физиками, причём один из них – Марк – занимался со мной всего год, когда был уже в 11 классе. Когда на первом занятии, я выразил свое недоумение тем, что он вообще ничего не знает, он сказал, что уроков физики у них в школе практически не было. Первый месяц заниматься с Марком был мучительно, но постепенно удалось его заинтересовать исследовательскими и изобретательскими задачами из нашей с Анатолием Гином книги «Объяснить необъяснимое» и дело понемногу пошло.
Занимались мы в течение всего учебного года дистанционно, но как-то его мама спросила: «А можно он приедет к вам в Санкт-Петербург позаниматься? Здесь в Москве его постоянно отвлекают друзья». Я согласился, и Марк дважды приезжал ко мне на неделю. Первый раз перед очным туром Всероссийской интернет-олимпиады, а второй раз перед ЕГЭ. В Питере его никто не отвлекал и занимался он по 10-12 часов ежедневно, часть времени со мной, а остальное время самостоятельно выполнял мои задания. Благодаря своему упорству, Марк в апреле получил диплом I степени нашей олимпиады, а в июне заработал 78 баллов на ЕГЭ.
В результате Марк неожиданно для всех, в том числе для меня и, тем более, для своих родителей поступил в МГУ, причем на физфак. Сейчас он на третьем курсе, вполне успешный студент. А вот что написал другой ученик:
«Я начал заниматься у Александра Федоровича в октябре 2011 года, способности были, знания были, а вот самого главного - понимания физики не было. За год обучения преподаватель научил меня понимать данный предмет, передал мне очень важный опыт решения задач, и решил мои проблемы в образовании. А главное, он привил мне любовь к этому предмету, и теперь я уже не сомневаюсь с чем будет связана моя будущая профессия. Игорь Дрогайцев, Липецк, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана».
Я горжусь тем, что ребята видят во мне не просто репетитора, но человека, который сам увлекается наукой и который помог им понять физику и увлечься ей.
Спасибо, очень впечатляюще. Несомненно, что человек, увлеченный наукой, ее освоит. Но каждый ли может увлечься физикой?
Я не думаю, что каждый может увлечься до такой степени, чтобы стать физиком но заинтересоваться и увидеть вокруг физические явления, понять, что они кругом и огромное количество изобретений на них основано - и с интересом заниматься этой наукой - я думаю, может почти каждый.
Как я понимаю, для многих детей проблема с физикой в том, что они просто не представляют себе, что это может быть интересно и осмысленно?
Да, конечно. Во-первых, к сожалению, в школах физику преподавать практически некому. Вот это большая беда, потому что человек с мозгами физика может найти себе более престижную, более хорошо оплачиваемую работу. Безусловно, остались настоящие физики ещё в школах, ну просто по призванию, но их очень мало. Я сам знаю несколько человек таких замечательных учителей физики, ко мне на семинары они часто приходят.
Но, в школе не идёт речь об интересе к науке. Учителя сверху так задавлены этим ЕГЭ. Это безобразие, что результаты ЕГЭ рассматриваются как показатель квалификации. Учителя поэтому очень переживают за это и готовы чуть ли не с первого класса готовить к ЕГЭ, что напрочь убивает всякий интерес у школьников.
Наши читатели интересуются: как же сэкономить на репетиторах, но притом получить качественное физическое знание у ребёнка. Что вы можете посоветовать по этому поводу?
Вначале поговорим о технических условиях. Прежде всего родители должны обеспечить необходимые технические условия для занятий. Это быстрый интернет, достаточно мощный компьютер, желательно стационарный, хорошая видео камера, микрофон. Очень желательно приобрести графический планшет, чтобы ребенок быстро и уверенно писал, а не выводил каракули мышкой.
Мне иногда не удается убедить родителей приобрести и установить видео камеру. А ведь мне совершенно необходимо видеть глаза ребенка. По глазам я могу понять его состояние, почувствовать насколько он меня понимает. Значит, если нет камеры – деньги на ветер.
Также бывают случаи, когда ребенок пытается использовать для занятий планшет, а иногда и телефон. С моей точки зрения, это никуда не годится – я с такими клиентами не работаю.
Теперь о психологической составляющей. Родителям имеет смысл иногда присутствовать на занятиях. Достаточно поздороваться с репетитором и сказать, что вам интересно послушать, как проходит занятие (но, конечно, ни в коем случае не вмешиваться), и репетитор наверняка почувствует большую ответственность.
Кроме того, стоит послушать не слишком ли много репетитор объясняет или, как говорят дети, грузит. Я считаю, что на занятиях не менее половины времени должен говорить ученик, отвечая на вопросы репетитора и рассказывая, как он понимает изучаемый материал. Учащиеся должны повторять формулировки определений, законов, говорить словами формулы, тогда они все лучше запомнят. В противном случае, все будет также, как и в школе – ну и за что тогда платить.
Очень хорошо, если в конце занятия репетитор проводит рефлексию, в течении которой ребенок рассказывает о своих впечатлениях от занятия, задает вопросы, перечисляет что он узнал нового.
И наконец, родителям нужно поддерживать ребенка между занятиями, интересоваться его успехами в школе. Если с начала занятий прошло 2-3 недели, а в школе ничего не изменилось, то стоит поговорить с репетитором и спросить почему так происходит. Конечно не нужно постоянно спрашивать ребенка: «А ты не забыл позаниматься физикой? Ты сделал домашнее задание?». Ребенка нужно поддерживать, то есть почаще говорить ему ты сможешь, все у тебя получится. Пусть он расскажет, как проходят занятия, что ему интересно, насколько понятно, хочет ли он продолжать заниматься с этим репетитором.
Ну и еще несколько слов об экономии на репетиторах. При встрече отец одного из моих учеников Марка, о котором я рассказал в самом начале интервью, поблагодарил меня и сказал, что сэкономил кучу денег. Я даже удивился, так как занимались мы с Марком очень много и это получилось для родителей недешево. А оказалось, что этот дальновидный отец зарезервировал крупную сумму денег, чтобы оплачивать учебу Марка в вузе в течении 6 лет. А Марк поступил на бюджет, и эти-то деньги и оказались сэкономленными.
Был у меня еще один забавный случай, когда несколько лет назад одна из моих учениц в качестве приза за победу на нашей олимпиаде получила в подарок ноутбук. Таким образом она не только поступила вне конкурса в архитектурный университет на отделение коттеджного строительства, куда, по ее словам, без диплома олимпиады вообще никого не брали, но и полностью окупила свое обучение и, вполне вероятно, осталась в плюсе.
Так что экономию на репетиторах можно трактовать по-разному. Но, безусловно, чем более эффективны занятия, тем больше экономия родителей, так как для получения необходимого результата ребенку потребуется меньшее количество занятий с репетитором.
А каков вообще сегодня родительский запрос на цели обучения детей? Ну понятно, ЕГЭ, а что еще?
К сожалению, я, в основном, общаюсь только с детьми. Подавляющая часть родителей, после того, как пристроили своего ребёнка ко мне, напрочь теряют интерес к занятиям ребёнка, надеясь на хороший результат. Поэтому что они думают, мне трудно сказать. В настоящее время большинство родителей просто не понимает, какой запрос к образованию даёт жизнь и чему нужно учить детей, чтобы они были востребованы и успешны в будущей жизни.
Это видно и по вебинарам и по дистанционным курсам, которые я провожу для родителей. Только 10% родителей интересуются тем, как проходят занятия и, что мы на них делаем. Таким родителям я всегда рассказываю, что мы делаем, как делаем, зачем, и почему это необходимо. Но и они, как правило, увидев, что вроде всё разумно, тоже редко общаются со мной, хотя я всегда предлагаю им периодически названивать мне.
Иногда от родителей бывает конкретный запросы: «Мы бы хотели, чтобы наш сын побеждал в олимпиадах» или «Нужны высокие баллы на ЕГЭ». Я в таких случаях спрашиваю: «А зачем вам эти баллы?». В ответ молчание или какие-то расхожие фразы. Дело в том, что баллы ЕГЭ мало, что показывают. Более того, я как-то слышал от специалиста, что 50% студентов, которые были зачислены на основании этих баллов в один из Питерских технических вузов, вообще непригодны к дальнейшему обучению. Вот вам и высокие баллы.
Могу добавить, что чрезвычайно редко бывают запросы на развитие мышления детей, на развитие их творческих способностей. А ведь это самое главное. Это совершенно необходимо, тогда ребенок сможет освоить любой предмет, любое дело.
А верно ли распространённое мнение, что за последние десятилетия значительно снизился интерес молодёжи к естественным наукам. Или это не так?
Это - несомненно. Я больше скажу: когда мы запустили первый спутник в 1957 году, американцы покупали наши программы по физике, потому что они были классные, и, в общем-то, благодаря им и был, кажется, прорыв. Собственно, заказ тогда был от военного сектора. Спутник ведь был не самоцелью, а макетом системы доставки ядерного оружия. И тогда в преподавании физики американцы многое многое у нас позаимствовали, а потом в космосе даже опередили - с Луной, с другими проектами. И наоборот - когда холодная волна закончилась, программы по математике и физике в обычных американских школах стали сильно упрощать.
Чтобы изучить физику, надо упираться, мало одного увлечения. Насколько я помню, когда учился в школе, и по физике и по математике, приходилось работать достаточно много, не было речи что бы ты там что-то не сделал. У нас прекрасный класс был, из этого класса 17 человек поступили на физфак из 35 без всяких репетиторов, несмотря на то, что конкурс был в том году высоким.
И, как я вижу, те задачи которые мы тогда решали совершенно спокойно, сейчас дети не то, что не могут решить, они даже не могут понять, о чем эти задачи.
Сейчас очень много рекламы разных мероприятий, заведений, методик, посвящённых физике, популярной науке, «весёлой науке». Как Вы считаете, это помогает? Имеет ли смысл вкладывать в это время и деньги?
Опят-таки, мероприятия мероприятиям - рознь. Я сам пытался договориться с «Экспериментаниумом» в Москве, чтобы там проводить занятия по решению изобретательских задач и креатив-бои. У нас, в Петербурге, такой научный музей называется «Лабиринтум», он приглашал педагогов чтобы наладить обучение, но, к сожалению, они нацелены только на прибыль.
Там много интересного, безусловно, но проводят как бы экскурсии или занятия, в основном, студенты, которым можно мало платить, и, конечно, они ничего не понимают. Более того, организаторы мне сказали, что они набрали актёров потому, что считают, что актера легче научить физике, чем физиков научить интересно выступать перед публикой. Что является полной чепухой. Поэтому они несут там жуткую околесицу, начиная с того, что ко многим стендам таблички сделаны с ошибками. Ну а то, что актеры говорят - это вообще чепуха.
Поэтому, чтобы показать ребятам что-то интересное - это здорово, но рассчитывать на какую-то педагогическую составляющую там совершенно бессмысленно. Не раз мне приходилось участвовать в разных инициативах, призванных как-то исправить ситуацию, но идет народ на это довольно трудно. Дело вот в чем: сейчас площадок, на которых можно очень интересные и содержательные занятия проводить уже много, но специалистов там нет, ну скажите, какой профессионал пойдёт в музей проводить экскурсии? Ну, смешно.
А могут ли как-то сами родители определить квалификацию репетитора?
Думаю, что родителям очень трудно определить: толковый репетитор или нет, но пару советов могу дать.
Во-первых, уже сама цена. В Интернете можно найти расценки за занятие даже и по 300 рублей за час. Мне трудно сказать, что знает и умеет учитель, который берется за такую сумму работать. Я понимаю людей, в глубинке, это, конечно, деньги, несомненно. Но в Москве или Петербурге, где всё-таки платят прилично учителям, может быть, можно найти репетитора за такие деньги, но это будет что-то крайне сомнительное.
Во-вторых, нужно посидеть на занятии или рядом, только так, чтобы ребёнка не блокировать и не вмешиваться, просто послушать. Репетитор не должен «грузить», как говорят школьники. По крайней мере половину времени, а может быть и больше, должен говорить ребёнок. Я использую метод Сократа, то есть, задаю непрерывно вопросы, отвечая на которые, ребенок доходит до истины. Если нужно, то поправляю, даю определение, но выводит формулы, решает задачу, объясняет что-то - сам ребёнок, пока он не упрется в какой-то парадокс, в ошибку и так далее.
В результате такого подхода, видно, что парень потом, в школе, когда ему что-то непонятно, чувствует что ему непонятно, даже в 7 классе. А ведь это чувство даже у ребят 11 класса, как правило отсутствует. Так что надо понаблюдать просто, как работает репетитор.
А с какого возраста стоит начинать заниматься с ребенком физикой?
Ко мне обращаются родители и 7-8 летних детей, они занимаются, получают большую пользу. Но в основном, это с 6-7 класса, когда физике уже начинается в школе.
Правильно ли я понял, что общее развитие интеллекта ребенка, способности задавать вопросы, творчески мыслить, позволяет значительно меньше тратить потом на вот это допиливание его знаний, то есть дает возможность эффективнее осваивать предмет?
Да, и я Вам скажу, как это я узнал. Когда-то, в начале своей деятельности как репетитора, я думал, что вот я приду сейчас и всё замечательно у меня получится. Ничего не получилось! Целый год я страшно «плавал».
Тогда пошел на курсы Галины Николаевны Степановой, которая больше 20 лет у нас была заведующей кабинетом физики в университете усовершенствования учителей. И вот она нам объясняла, что физика - это интеллектообразующий предмет, у неё и диссертация на эту тему. И, поэтому, у физиков - самый лучший интеллект. Самые разные практики это отмечают.
Хм. Интересно. Тогда, возникает вопрос: какие можно порекомендовать упражнения для развития мышления ребенка, чтобы подготовить его к восприятию той же физики?
Упражнений тут, с одной стороны, море. А с другой стороны, вот, думаю что лучше просто делать с ним опыты. Сейчас в Интернете очень много видеофрагментов с опытами, которые дети могут сделать. Можно смотреть и просто с ребёнком делать опыты и пытаться объяснить. Что-то не получается - ничего страшного, главное чтобы у ребёнка закладывался интерес к экспериментам. Я думаю, самое страшное — это когда преподают физику только по картинкам в школе. Это — чепуха, физика - всё-таки, наука экспериментальная.
Вот некоторые родители, чтобы сэкономить на репетиторах по языкам, сами изучают их а потом преподают детям. Как Вы считаете, применима ли такая схема к физике?
Честно говоря, не думаю так. Кто-то из родителей, может быть, сможет, если у человека, по крайней мере, техническое образование. Однако, я по своей практике замечаю, не все родители просто с детьми своими могут заниматься, не хватает терпения. С одной стороны и дети родителей не очень воспринимают, а с другой - родители начинают кипятиться: ах, ты не понимаешь! И так далее... Хотя, конечно не могу исключить, что для кого-то это может быть и замечательной практикой.
Вот мы упоминали противоречия между тем, что требует ЕГЭ и тем, что требуется для понимания действительно физики. Можно об этом немножечко поподробнее?
На самом деле, никакого противоречия нет, что касается именно физики, то экзамен ЕГЭ достаточно приличный. Но это не должно быть единственным критерием, это не проверяет никак мышления физического, что может сделать только человек-экзаменатор который сразу почувствует, соображает ребенок или нет. Пусть он даёт все 100% ответов на ЕГЭ, но если он не соображает, его учить дальше бесполезно.
Поэтому я учу не ЕГЭ, я учу просто понимать физику и после этого на ЕГЭ, извините, ну нечего делать, потому что этот экзамен на порядок проще чем те экзамены которые нужно было в наше время в 11 классе сдавать. Было в 5 раз, если не больше экзаменов, причём значительную часть устно и физику сдавали устно, и математику, и химию устно. Но зато мы умели говорить, умели рассуждать, умели соображать. Это была для того времени отличная система обучения, сейчас она тоже конечно не годится, многие говорят: давайте вернёмся, но нельзя дважды войти в одну реку. Сейчас есть другие формы и бесконечные возможности для тех, кто хочет учиться. Я был бы несказанно рад, если бы в наше время хотя бы 10% было таких возможностей. А, в основном, ребята, не хотят учиться.
Да, а еще, мне кажется, есть такой страх у родителей, который транслируется и ребенку: мол, если слишком увлечься физикой, станешь физиком - и будешь жить впроголодь, ведь у нас в стране ученые не слишком востребованы.
А есть и такие страны где они востребованы, и их немало. Недавно я общался со своим бывшим учеником, так вот он работает физиком в зарубежном университете, и вполне доволен своей жизнью и в профессиональном, и в материальном плане.
А ведь, действительно, так оно и есть. А что Вы можете посоветовать семьям, у которых нет возможности заниматься с репетитором?
Ну, возьмите консультанта на полчасика. Расскажите свою ситуацию, пусть он побеседует с ребенком, поймет его сильные и слабые стороны, расскажет, какие книги читать вместе с ним, те же опыты делать, какие ресурсы посещать. Есть вот ресурс Фоксфорд, там очень неплохие уроки и, в принципе, за символические деньги.
Так что ресурсов полно, вариантов учиться сейчас огромное количество, но, опять-таки, может быть, простой родитель не сразу найдет подходящий ресурс, потому что и халтуры, конечно, много, как всегда. Поэтому самый правильный путь, всё-таки, со знающим человеком посоветоваться. Может быть, кому-то, раз в полгода достаточно такого собеседования чтобы мониторить свой уровень, корректировать учебную траекторию.
Спасибо большое, Александр Федорович! Очень много интересной и ценной информации. Я думаю, нашим читателям будет над чем подумать.
Спасибо, Александр. Мне было тоже интересно с Вами пообщаться.
5645 |
Александр КавтревЧитать отзывы |
Смотрите также по этой теме: |