Как сэкономить на репетиторах: английский язык
Дорогие читатели, мы начинаем записывать для вас серию интервью "Как сэкономить на репетиторах".
И сегодня у нас в гостях Мария Оликевич - замечательный репетитор английского языка и многодетная мама.
Мария, здравствуйте! Скажите , насколько, на Ваш взгляд, оправдана тенденция родителей прибегать к услугам репетиторов в начальной школе?
Добрый вечер! Скорее всего, это вынужденная необходимость, поскольку современная школа не способна дать те знания, которые требует ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). По части английского языка, во всяком случае.
А в чём это выражается?
Ну, если вспомнить, как учились в школе мы с вами, лет 15-20 тому назад, то, допустим, с таким понятием как Present Perfect мы встречались классе в седьмом-восьмом (а некоторые и в ВУЗе!). А современный ребёнок, согласно ФГОС, должен освоить эту и другие формы глагола уже к концу начальной школы, до 10-11 лет. Также он должен знать порядка 100 неправильных глаголов, иметь активный словарный запас порядка 800-1000 слов, уметь изъясняться, читать и понимать на слух простые тексты.
Скажите а чем вызвано такое повышение требований: это связано с подготовкой к ЕГЭ или с тем что в мире стало как бы больше английского языка в профессиях?
С 2020 года грозили вести обязательный ЕГЭ по английскому языку, но решили отменить, убедившись, что без репетиторов это будет абсолютный крах системы. Если ориентироваться на задания, которые есть на сайте подготовки к ЕГЭ за 2018 год, то уровень, который требуется сейчас от современного выпускника школы можно сравнить, в принципе, с выпускником языкового ВУЗа лет 15 назад. Возможно, будет два вида экзамена — базовый для всех и профильный, как в математике. Поживем — увидим.
То есть в школе сейчас идет очень сильная нагрузка по английскому, и вот, если успешно освоить тот школьный материал, который дается, это гарантирует ребёнку успешную сдачу ЕГЭ?
Я вижу как бы две «школьные» программы. Есть углубленные программы, по ним учатся, в-основном, гимназии (это учебники Верещагиной, например) - эти програмы, на мой взгляд, дают достаточно сильную подготовку. Но есть и совершенно никуда не годные учебники. Научить языку по ним невозможно. Стоит ли мне называть их?
Назовите, конечно же, ведь как иначе наши читатели узнают правду? Вдруг кто-то из их детей занимается по этим учебникам.
Я бы отнесла к ним учебники Spotlight, Enjoy English и т.п.. Подчеркиваю, что это мое личное мнение.
Почему вы так считаете? Зачем-то же кто-то выбрал, наверное, такой учебник на основании чего-то.
В нашем районе три школы из четырех изучают английский по программе Spotlight, поэтому ко мне часто попадают дети, которые после 2-3 лет «изучения» языка не знают даже алфавита. Я серьезно! Это нормальные, умные дети, но они не знают алфавит, не умеют толком читать, ни разу не слышали о транскрипции. В голове у них каша, какие-то несвязные куски информации, словарный запас нулевой практически, хотя они «прошли» уже приличное количество слов.
Такое ощущение, что учебник этот рассчитан на детей-билингвов, хорошо владеющих разговорным английским, которым нужно просто показать, как пишутся слова. В нем нет никакой отработки новой лексики, новые слова даются тематическими блоками, без какого-либо повторения. То есть, берется, например, тема «животные». Выучим с десяток названий животных, да сделаем пару упражнений (буквально — пару!), и больше эти слова мы не встретим на протяжении всего учебника. Потому что после у нас пойдет тема «еда», потом «семья», затем «путешествия» и т.д. Слова по теме «животные» мы встретим только в итоговом тесте. Естественно, ребёнок, как бы добросовестно он ни учил новые слова, без повторения к концу года их благополучно забудет. Вроде слушал учителя, работал на уроке, читал, писал... а все улетучилось, ничего в памяти не осталось. Получается, зря потраченное время. А ведь слова — это 80% языка. Грамматика в английском весьма простая и «наработать грамматику» при хорошем словарном запасе - быстро и совсем не сложно.
Мне очень жаль школьников, которых так учат. Смотришь их конспекты в тетрадях за прошлые годы, понимаешь, что у них должен быть приличный запас слов, но по факту они не знают ничего из того что проходили на уроке. Именно поэтому дети, которые учатся по такой программе, оказываются вынуждены заниматься дополнительно по нормальным учебникам либо с родителями, либо с репетитором.
Смотрите, а ведь, наверное многие родители и не подозревают, что вот по каким-то таким учебникам дети учатся впустую? Или родители видят это?
Родители крайне дезориентированы сейчас тоже. Если родитель не специалист, как ему разобраться в чем причина проблем у ребенка? Учителя некоторые не стесняются ставить детям двойки за свой труд, поскольку к этим же учебникам прилагаются проверочные материалы и тесты, которые требуют такой уровень грамматики, о котором ребёнок даже не слышал на уроках ни разу. Естественно, дети либо пишут эти контрольные на 2, либо скачивают их из Интернета, записывают на шпаргалку и получают сплошные пятерки! Такие случаи тоже очень распространены.
А вот как их родители могут узнать, что есть проблема, если стоят хорошие оценки вот в этом случае? Или они сами помогают ему эти шпаргалки из Интернета скачивать?
Я знаю случаи когда родители скачивают ребёнку шпаргалки, потому что не хотят плохих оценок. Родителям важнее оценки чем знания ребёнка, его подготовленность. Я лично считаю, что в начальной школе детям нельзя ставить оценки (кстати, безоценочное обучение в начальной школе официально разрешено в России, и любой учитель начальной школы при желании может работать по этой системе). Плохие оценки в этом возрасте не объективны, они оценивают не труд ребенка, а не зависящие от него факторы.
У одного от рождения память хорошая и речь развитая, так как с ним много занимались — ему пятерка. А второй буквы ровно писать не может и стихотворение с десятого раза запоминает, потому что у мамы токсикоз был и сложные роды — получай, дружок, тройку, надо больше стараться... А он старался, может, даже больше первого... Школьные оценки могут сильно повлиять на самовосприятие. Многие дети сейчас - очень впечатлительные, нервные и любую негативную оценку воспринимают как личную трагедию. А если еще родители усугубляют каким-то своим недовольством или руганью, то ребёнок, вообще входит в очень плохое состояние, в депрессию. В моей практике были, к сожалению, очень тяжелые психологически ученики... Иногда на уроках я не учила, а больше выполняла роль психотерапевта...
То есть, получается как бы замкнутый круг: ребёнок плохо учится, родители его гнобят, он от этого ещё более плохо учится?
Да, при всей очевидности, это происходит именно так. И, напротив, я часто вижу, что в тех семьях, где ребёнок чувствует, что к нему относится с принятием, любовью, находятся, скажем так, на стороне ребенка, даже если его оценки не самые лучшие, ребёнок более расслаблен и более открыт новым знаниям, ему не приходится тратить много сил на решение психологических проблем. Его голова свободна для получения новой информации, у него есть интерес к жизни, к развитию. Его перспективы значительно лучше.
Получается, что проблемы с успеваемостью ребенка начинаются с нас, родителей, с нашего подхода к воспитанию, если я правильно понимаю?
Я могу так сказать. Конечно, каждый рождается с определенным набором способностей. Одни дети сильнее в какой-то деятельности, другие - в другой.
Кто-то лучше пишет, кто-то лучше понимает на слух. У меня есть два ученика с тяжёлыми степенями дислексии (один из них — мой сын). Это очень глубокие, умные дети, они прекрасно воспринимают информацию на слух, практически с первого раза усваивают новую лексику, но испытывают огромные трудности при обучении чтению и письму. У них нарушено восприятие символов, и им трудно прочитать даже те слова, которые они хорошо знают. У этих детей прекрасно идет аудирование, но огромные проблемы с орфографией.
Другие, напротив, обладают прекрасной орфографической интуицией, они с первого раза читают без запинок сложные тексты, читают правильно даже незнакомые слова, пишут практически без ошибок, а ведь в английском очень сложная орфография (есть даже шутка: пишем «Лондон», читаем - «Манчестер»). Но при этом им приходится прикладывать гораздо больше усилий к освоению разговорной речи.
Понимаете, есть то, есть это, есть разные таланты, кому-то дано одно, кому-то - другое. В языке же важно всё: и умение читать, и слышать, и произносить, какая-то память, словарный запас. И важно не гнобить, как Вы сказали, человека за какие-то слабые стороны, а развивать его таланты, и, делая упор на то, что получается лучше, подтягивать все остальное.
Вот видите, в-принципе, тема-то нашего интервью: как сэкономить на репетиторах, а получается, что если допускать ошибки в воспитании ребёнка, в отношениях с ним, то расходы на репетиторов могут быть не только очень большими, но и, что самое обидное, бесполезным? Так получается?
Абсолютно согласна. Как я уже говорила, иногда репетитору приходится помимо своей воли быть тем человеком, которому ребёнок может безопасно рассказать о своих переживаниях. Ребенку это необходимо: если у него много невысказанных эмоций, переживаний, то он просто не способен слушать урок. Я ему про Present Continuous, а его голова сейчас занята другим. И поэтому, если родители не будут брать на себя эту функцию активного выслушивания, вживания в жизнь своих детей, то они, действительно, будут платить репетитору за неэффективную работу именно как учителя. Потому что репетитор будет тратить время не на то, чтобы учить вашего ребёнка, а на то, чтобы поддерживать его, вселять в него уверенность, говорить что он талантлив, что он у него всё получится. По-хорошему, это должны делать родители.
Конечно, какой-нибудь репетитор может просто, в угоду родителям, отрабатывать свои часы, игнорируя состояние ребёнка - это, кстати, общепринятый школьный подход - и тогда об эффективности вообще трудно говорить. Но зато можно все свалить на ребёнка - сам виноват мол, лентяй, балбес ну и все такое. А родители с радостью подтвердят: да, балбес, да, лентяй...
Мария, вот вы такие вещи говорите... Сейчас многие родители, прочитав эту статью, начнут возмущаться потому что все же мы, как родители, считаем себя очень компетентными, и скажут: вот просто вы не умеете работать и сваливаете всё на нас. А есть какие-то объективные показатели того, что всё обстоит именно так?
Я говорю сейчас о своём опыте, о своём видении. Конечно, наверняка есть репетиторы которые используют метод кнута и пряника и получают соответствующие результаты. Вы же мне задаете вопрос, а я отвечаю, исходя из своего опыта, который говорит, что дети из гармоничных семей, где нет эмоционального и физического насилия, очень эффективны в плане обучения. Мы с ними за один урок проходим гораздо больше, чем с детьми того же возраста, у которых я вижу проблемы психологического характера.
А скажите, вот родителям тех детей.. вы пытались донести свое мнение о том, в чём причина их трудностей с учебой?
Это очень сложный вопрос для меня... Как правило, такие родители очень закрыты, с ними трудно найти контакт. И у нас с ними настолько разные ценности и представления о мире... Однажды я попыталась сказать одной маме о том, что ее мальчику нужна помощь — со мной просто прекратили общение. С тех пор я просто стараюсь помочь ребёнку, насколько могу, научить его максимально тому, что он может взять.
Мы с вами дошли, кажется, сейчас до фундамента, основы того как можно сэкономить на репетиторах - это правильный и здоровый подход к воспитанию ребенка, отношения с ним. Но вот, допустим, если эту сферу принять как данность: у кого-то выстроились хорошие, допустим, отношения с ребёнком, у кого-то - какие-то другие, сложные. И вот именно, что касается педагогики английского языка, как здесь быть, как заниматься-то? Вот есть разные дошкольные тренинги английского языка. Что нужно делать с детства ребенка именно по части английского, чтобы подготовить его к изучению этого предмета?
Единственным эффективным методом, на мой взгляд, являются билингвальные семьи или садики - среда, в которой ребёнок постоянно слышит речь носителей языка, где они с ним говорят с утра до вечера. Тогда да, бывает хороший результат и ребёнок осваивает два языка. И это, правда, всё. Что касается каких-то дополнительных занятий для дошкольников, я думаю, что это — довольно таки, пустая трата времени и денег.
А вот, скажите, имеет смысл родителям как-то самостоятельно заниматься с ребенком в младшем возрасте?
Я бы посоветовала ставить ребенку мультики на английском языке, чтобы он мог слышать аутентичную английскую речь. Так как, если родители не обладают поставленным произношением профессионально, они могут скорее навредить. Очень трудно переучивать детей из-за неправильно усвоенного произношения - лучше бы их вообще ничему не учили, чем научили неправильно.
Откуда берется неправильное произношение?
А откуда берется правильное? Оно приобретается либо через интуитивное подражание носителям языка, либо через специальное обучение. Но если взять современных родителей, то, если они не заканчивали языковые школы, то, скорее всего, никто не занимался с ними постановкой произношения, потому что это трудная логопедическая работа, требующая большого времени.
Я слышал, что есть две противоположные теории преподавания английского языка. Одни делают акцент на грамматике и орфографии а потом уже произношение, оно как бы вторично. Это и есть, наверное, та парадигма, по которой учили наше поколение в советских школах. А другие говорят что нет, самое важное это фонетика, произношение и только с помощью этого можно понять всё остальное. Вот вы много говорите о произношении. А почему именно это важно?
Если посмотреть тот же экзамен ЕГЭ, то большая часть заданий рассчитана на аудирование, то есть, восприятие текста на слух. А без правильного произношения человеку очень трудно, даже, пожалуй, невозможно, воспринимать на слух даже знакомые слова, если они идут в виде беглой речи. Наш мозг устроен так, что он понимает только те звуки языка, которые человек сам умеет произносить. Поэтому есть много людей, обладающих большим словарным запасом, способных читать книги, даже сложные, научные тексты, но они не слышат и не понимают, о чем поётся в популярной песенке с элементарными словами. Ведь чтение — это обработка символов, а не речь. Вот если маленькому ребёнку показывать только картинки, буквы, но при этом ничего не говорить, он ведь сам говорить не научится, правда?
Ну да, получится вообще Маугли, такие примеры ведь были.
Потому что наш мозг так устроен, мы не можем переделать его. Мы должны сначала освоить звуки, потом на эти звуки ложатся символы, эти символы мы можем складывать в слова. В обратном порядке это, к сожалению, не работает.
Вообще, звучит очень логично ведь недаром человек в детстве сначала осваивает речь, а потом уже письменность. Даже те же самые англичане. Да и любые дети А почему же сейчас так популярен противоположный порядок изучения языка? Вот я не помню, чтобы у нас когда-либо придирались к произношениею. Контролировали, в основном, грамматику. А как ты произносишь... Да хоть как угодно, лишь бы слова можно было распознать.
Это происходит из-за массовости обучения. Вот, например, ребенок неправильно произносит какие-то звуки русского языка. Кто ему поможет? Логопед. А вы когда-нибудь видели логопеда, работающего с 15 детьми одновременно? Логопедическая работа, постановка произношения, это очень индивидуальный процесс, который требует много внимания. Конечно, у учителя в школе такой возможности нет. В группе английского языка, как правило, от 10 до 15 человек, звуков в английском языке более 40, из них порядка 15 самых сложных, которые важно отработать, урок длится 40 минут... Это, сами понимаете, ничто. Не потому, что учителя плохие. Просто ничего за это время сделать невозможно. Вот и остается уповать на естественное детское подражание - кстати, чем младше ребенок, тем он одареннее в плане фонетического восприятия.
Конечно, есть учителя, которые пытаются и в этих условиях уделять должное внимание фонетике. Кстати говоря, когда я училась в школе, мне повезло. Было две группы - в моей группе работала учительница с фонетическим подходом. И нам она ставила произношение, пусть массово, но мне кажется, в какой-то мере это удавалось, хотя и ценой того, что мы отставали сильно по грамматике. Но я хорошо помню, как однажды мы слушали радио "Европа+", и я гораздо лучше понимала слова песен,чем моя подруга, которая была в «сильной» группе, где делали упор на чтение на грамматику.
Еще одна причина такого подхода в преподавании английского языка, я думаю, состоит в историческом наследии, оставшемся от Советского Союза. В тот период в нашей стране не было большой необходимости в людях, владеющих разговорным английским. Нужно было подготовить немного дипломатов, которые выезжали за границу а все остальные люди... в принципе, им английский был не очень-то актуален. Возможно, в современной школе эта традиция по инерции, в чем-то, сохраняется.. Но мир уже очень сильно изменился, сейчас за границу пускают. Есть Интернет, можно общаться, пожалуйста, сколько угодно с кем угодно. Вообще наша культура с англоязычной пересекается сейчас сильнее, чем тогда.
Ну да, в этом свете, конечно оправданно выглядит то, что теперь языки учат в начальных классах, а не где-то там чуть-чуть в конце. Как вы считаете, это правильно?
Все зависит от того, как мы это делаем. Но в целом, есть такое мнение, что маленькие дети гораздо легче осваивают новый язык. Я изучала этот вопрос, попробую кратко рассказать. Мозг человека до 10 лет наиболее восприимчив к изучению именно языков, так как количество нейронных связей в этом возрасте сильно избыточно, мозг еще весьма хаотичен, не сильно критичен, поэтому легко воспринимает новые языковые системы. Маленький ребенок без проблем запомнит, что в английском вопрос начинается со вспомогательного глагола. «Do you like ice-cream?». И все. Он даже не попытается осмыслить, а зачем тут это «do»? А что оно значит? А почему в русском нет вспомогательных глаголов?
А после 10-11 лет происходит структурирование мозга, «слабые» нейронные связи отмирают, остаются «сильные» - то есть многократно используемые. Человек начинает мыслить логически, в парадигме своего родного языка. Взрослея, мы уже меньше доверяем всему, что нам говорят, всякую новую информацию начинаем подвергать сомнению. Все чужеродное, непривычное будет казаться нелогичным, вызывать дискомфорт. И тут мы начинаем «спотыкаться» об эти вспомогательные глаголы, артикли, непривычные звуки, они кажутся нам неправильными и наш мозг немного «страдает», осваивая новую грамматику и произношение. «Делаешь ты любить мороженое?» - автоматически переводит наш мозг.. Да что за бред?! - возмущаемся мы.
В связи с этим очень важно, чтобы до 10 лет ребенок приобрел большой словарный запас, побольше языковых паттернов и правильно поставленное произношение. Очень легко в этом возрасте осваиваются новые звуки, дети повторяют их почти без тренировки, интуитивно. А вот после 10-12 лет как раз хорошо вводить грамматику, когда надо логически подумать, осмыслить.
Ну, получается в наших реалиях обычной заурядной школы, родителям придется всё-таки прибегать к услугам репетиторов с 1 класса до 11-го чтобы следовать этой идее, чтобы в правильном порядке, естественном, усваивали дети английский язык. Или, всё-таки, у них есть какие-то другие варианты?
Я бы посоветовала родителям самим начать изучать язык. Если мы говорим о том,как сэкономить, то так за те же самые деньги можно убить двух зайцев: во-первых вы сами выучите язык, работая с репетитором, во-вторых, вы научите ребёнка, особено если он у вас не один. И третий заяц - сможете построить общение с ребёнком, уделять ему больше внимания, что очень здорово!.
Интересный, очень интересный совет! А в Вашей практике встречались настолько сознательные родители, которые сами, пока их дети еще маленькие, идут и изучают английский язык, чтобы вот такую хитрую стратегию воплотить?
Да, есть одна девушка, которая начала изучать язык, находясь в декретном отпуске. Она изучает язык для себя, и с ней, конечно, очень приятно работать. Человек взрослый, умный, с высшим образованием, может освоить язык на хорошем уровне, а затем уже качественно заниматься со своими детьми. Кстати, еще один момент. Дети имеют очень разный лимит активного внимания.
Одни могут активно работать 60 минут, а другие — не больше 15, после чего им нужен отдых, переменка, переключение. Если ваш ребенок второго типа, то репетитору очень трудно работать с ним эффективно целый час, он конечно будет переключать внимание ребенка и давать ему «отдыхать с пользой», используя языковые игры, физминутки и т.п. - но вам придется оплачивать и эти «переменки». А уча ребенка самостоятельно, можно дать и ребенку отдохнуть, и своими делами позаниматься.
То есть, получается, это не так быстро... А вот много есть рекламы: "выучить английский за 2 дня", "произношение за неделю", какие-то там ещё заманчивые предложения. Вы считаете что это всё не работает?
Можно продолжить: "похудеть за 2 дня до отпуска", "зарабатывать 100 000 в месяц, ничего не делая"...Реклама есть реклама. Я скажу что в языковом ВУЗе только постановке произношения отводится не меньше полугода ежедневных занятий. Можете сами посчитать, сколько это часов.
Скажите, а вот эти меры, которые мы с вами обсуждаем, или занятия с репетиторами, они позволяют сдать современные сложные ЕГЭ?
Ну сдают, конечно... Тратят целое состояние на репетиторов, но сдают. Всё это, конечно, нужно родителям для того, чтобы ребенок поступил на бюджетные места в ВУЗах. Опять же сэкономить. Но вот, если посмотреть на тенденцию, которая в нашей стране имеет место, а это - тенденция сокращения финансирования образования, то можно предположить что в будущем вообще не будет бюджетных мест. И тогда, наверное, заниматься с репетиторами будут только те, кому это нужно не просто, чтобы поступить в ВУЗ, а для себя, своего развития
А сейчас у вас есть такие ученики которые занимаются для знаний, а не ради оценок или ЕГЭ?
Я не проводила такой опрос, но, конечно, есть ребята которым просто нравится заниматься иностранным языком. И своих детей я обучаю английскому, конечно, не ради ЕГЭ, а просто ради хорошего знания, поскольку английский необходим для их будущего.
Надо же, кому-то нравится заниматься английским! По-моему, это, как раз, один из самых скучных и прагматичных предметов, который учат только ради карьеры. Ведь понятно, что ничего нового тут открыть или изобрести невозможно, никакой интриги тут нет, просто учи то, что придумали какие-то непонятные англичане. И придумали хотя бы нормально, так нет же, все как-то усложненно, специально чтобы было потруднее учить...
К сожалению, Вы совсем не одиноки в этом мнении. Но если бы Вы знали, насколько оно ложно! Понимаете, английский язык формировался в очень непростых условиях.
Сначала кельтов — коренных обитателей Британского острова - на 500 лет захватили римляне. Потом на 500 лет - германские племена. Потом — французские. Захватчики говорили на своих языках, древнеанглийский был уделом низших слоев общества. Мы удивляемся, почему в английском нет привычных нам падежей, той гибкой, динамичной, выразительной структуры слов и предложений, к которой мы привыкли в русском. Но более тысячи лет языки одних завоевателей там сменялись другими. И английский язык, в котором были изначально все эти красоты, падежи, окончания, претерпевал постоянную ломку - деградировал, конечно. Представьте себе, какие бедствия должен был бы перенести наш народ, чтобы от русского языка осталось что-то вроде: "там есть какой-то стулы вокруг этот стол". Следы того самого, некогда богатого и выразительного языка мы сегодня видим как раз в «неправильных» глаголах, словах-исключениях, а ведь это, обратите внимание, — наиболее употребимые в бытовой разговорной речи слова: «ходить», «говорить», «смотреть», «мужчина», «женщина», «ребенок»... По сути только они-то и остались от первоначального языка, поскольку входили в речь людей как говорится «с молоком матери». Только через 300 лет на английском начали обучать в школах, говорить в Парламенте. Еще через 300, во времена Шекспира, появился первый английский словарь.
А потом случилось то, чего никто не ожидал. Англичане первыми в мире заменили ручной труд - машинным. Это дало им снижение стоимости текстиля и других товаров в десятки раз - абсолютное экономическое преимущество - а значит и политическое, и военное. Британия стала завоевывать колонии, контактировать с народами всего мира. В язык вошло множество новых слов и фраз.
Страна стала лидером и в культуре, в книгопечатании. Книги, грамота становились доступными все большему количеству англичан. Многие слова появлялись в английском языке, как наиболее передовом, а потом распространялись на четверть планеты, захваченную Британской империей. Отсюда же началась и история американского английского. А потом американцы вышли в новые лидеры, создали свою сильную культуру, компьютеры, Интернет, благодаря которому английский язык охватил уже решительно всю планету.
И, что примечательно, именно его, казалось бы, трагедия, вот эта грамматическая убогость, оказалась тут очень кстати. Его оказалось очень легко изучать самым разными народам, в том числе и нам с вами. Более того, вот этот характерный для английского языка фиксированный порядок слов в предложении оказался очень удобным в программировании, распознавании речи, искусственном интеллекте - самых передовых областях. Так что можно сказать, что история английского языка — это история Гадкого утенка, который стал прекрасным лебедем.
Ох, вот это да! Почему нам этого не рассказывали? Я вот, знаете, совсем по-другому сейчас на английский язык посмотрел, даже зауважал этих англичан. Но все-таки это не отменяет того, что творчества там нет.
Ну как это нет? Каждый перевод — это творческая задача. Каждая особенность английского языка, особенно непонятная нам, непривычная — это вызов, это повод для хоть небольшого, но исследования: а почему это именно так? Все ведь имеет свою причину, часто очень даже неожиданную. Можно ведь дать детям возможность предположить свои варианты. Потом, можно ведь и самим пытаться формулировать правила английского языка, на основе примеров. То, что ребенок сам сформулирует, пусть даже и не с первого раза, он уж точно запомнит. Правда это уместно уже для детей постарше, а у малышей творчество выражается не в разгадывании, а в играх. Мы с ними играем в мяч, в лото — и при этом учим слова. Английский язык тогда воспринимается уже не как что-то навязанное, чужеродное, что надо «ответить и забыть», а приобретает положительную эмоциональную окраску, становится для ребят чем-то своим, близким. Мне очень нравится идея великого русского педагога Константина Ушинского: «Учить надо... весело!».
Да, вот бы нас так учили! А сколько вы уделяете времени занятиям с собственными детьми? Сколько вообще, достаточно заниматься английским, допустим, часов в неделю?
Мы начинаем регулярно заниматься со 2 класса, 3-4 раза в неделю по часу-полтора. Этого хватает, чтобы сдавать школьные аттестации на высокий балл без шпаргалок.
Это у вас получается 5-6 часов в неделю. Но как найти столько времени, у школьников день ведь просто перегружен уроками и домашними заданиями.
Да, это так, катастрофически перегружены современные школьники. Поэтому мои дети не ходят в школу. Я занимаюсь с ними сама, до обеда, а потом начинается мой рабочий день и я уже занимаюсь с другими детьми. С утра ребёнок, конечно, лучше соображает и ему легче учиться.
То есть, вы используете семейную форму образования? А скажите, насколько это эффективно, и почему Вы уверены, что это правильно?
Просто нам всем так удобнее. Кроме того, я много лет общаюсь со школьниками и не могу не замечать огромных пробелов в их знаниях, несмотря на то, что они посещают уроки и исправно выполняют домашнее задание.
Таким образом получается, что семейная форма обучения, это ещё один способ сэкономить не только деньги, но уже и время, как свое так и ребёнка, если я правильно Вас понимаю.
Да, семейное образование — это огромный ресурс. Это возможность заниматься с детьми индивидуально, подстраиваясь под их темп и способности. У нас были попытки ходить в школу, мой старший ребёнок ходил в школу в первом классе полгода и в пятом классе полгода, и каждый раз я видела что затраты времени огромны, а результат невелик. Крайне низкий КПД у школьного обучения. Кроме того, ребенок сильно устаёт, непонятно чем питается, много болеет, постоянно жалуется на то, что у него нет времени для своих дел, не высыпается, конечно. А человек не отдыхающий, не имеющий личного пространства, личного времени для своих любимых занятий, увлечений, он не очень-то счастлив, правда? И к тому же ведь школы мало, нужны репетиторы! И вот как ужасно получается. Человек этот усталый и замученный, и неэффективно трудившийся, в конце дня уже совершенно выжат, как лимон. И приходит к нему платный репетитор, и пытается от него чего-то добиться... А где взять время на чтение книг, на прогулки, занятия спортом или музыкой, на игру? Его практически не остаётся. Есть конечно такие ребята-звёздочки, которые все это способны тянуть,но понятно, что ресурс у них тоже никак не бесконечный.
Спасибо Мария, очень много интересной информации!
Итак, получается, что, во-первых, важно обеспечить психологическое здоровье ребенка и хорошие с ним отношения, поддерживающие, во-вторых, важно самому родителю знать английский язык чтобы создавать хорошую фонетическую звуковую среду и в чем-то помогать ребенку вместо репетитора, в-третьих, очень хорошо, у кого есть возможность, использовать семейную форму обучения, и, в-четвёртых, важно давать ребенку отдыхать давать ребенку немножко приходить в себя после учебных нагрузок.
Что еще вы можете посоветовать нашим читателям?
Вы забыли сказать о мультиках! Мультиках на английском языке. Все дети любят мультики, это прекрасный способ, во-первых, услышать правильное произношение, во-вторых нарабатывать лексику. Сейчас с этим проблем нет: можете в интернете найти огромное количество любимых мультфильмов на языке оригинала.
Пусть сидят и смотрят мультики на английском языке - фактически это то же самое, что делают английские дети. Я, когда была ребёнком, старалась постоянно слушать песни, вслушивалась в слова, пыталась понять, о чем поется. Делала уроки под радио Европа+, благодаря песням очень неплохо подтянула словарный запас. Шел тогда замечательный мультик Muzzy in Gondoland, всеми любимый, мы его ждали, любили, смотрели. Я считаю, что его стоит скачать и показывать детям.
И кроме того, давайте все-таки не будем забывать, что мы живем в XXI веке, сейчас у каждого есть смартфон, можно скачать приложения для изучения языка со всех сторон: тренировки произношения, расширения словарного запаса, восприятия на слух, и т. д. Могу смело порекомендовать, например, отличное приложение LinguaLeo.
А я вот не совсем понимаю, как можно тренировать произношение без учителя? Откуда ученик узнает, что произносит неправильно?
Конечно, постановка произношения с репетитором — более проверенный, привычный способ, но, честно горворя, мы, репетиторы, тоже ведь не Оксфорды заканчивали, и никто может гарантировать, что Вам попадется репетитор во-первых, добросовестный, во-вторых, компетентный. А технологии компьютерного расрознавания речи, реализованные, например, в приложении SpeakIt, позволяют не только услышать эталонное английское произношение, но и практиковаться сколько угодно, постоянно получая обратную связь от собственого телефона — насколько правильно получаются те или иные звуки, слова, предложения. Понимаете, это оценка не по субъективному мнению конкретного педагога, а по сравнению с лучшими мировыми образцами. Мы о таком в свое время и мечтать не могли...
Мария, спасибо огромное, было очень интересно! Я надеюсь, нашим читателям тоже понравится.
Всего доброго!
10048 |
Мария ОликевичЧитать отзывы |
Смотрите также по этой теме: |